Обобщения и стат. отчёты

  • ОБОБЩЕНИЕ судебной практики рассмотрения мировым судьей судебного участка № 7 Дзержинского района г. Оренбурга дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1,2 ст. 12.26 КоАП РФ
    Читать

    В силу подп. 2.3.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
    Согласно ч. 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
    Достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке (ст.3 Правил). 
    Часть 1 ст. 12.26 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
    Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи  12.26 КоАП РФ состоит в том, что виновный (ранее лишенный права управления ТС, либо не имевший такого права никогда) - не выполняет законное требование (предъявленное, например, в связи с наличием у водителя хотя бы одного из критериев, перечисленных в приложении N 6 к приказу Минздрава РФ N 308 от 14.07.03 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения") о прохождении освидетельствования на состояние наркотического, токсического, алкогольного, иного опьянения.
    Санкция части 2 статьи 12.26 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде административного ареста на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.
    В соответствии с ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
    За период с 11.01.2021 года по 28.06.2021 года на судебный участок № 7 Дзержинского района г. Оренбурга поступило 16 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, из них рассмотрено 14 дел с назначением административного наказания в виде административного   штрафа в  доход  государства  в размере 30 000  (тридцать тысяч) рублей с лишением права управления транспортным средством на срок один год шесть месяцев.
    За указанный период на судебный участок поступило 10 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ,  из них 8 дел рассмотрено с назначением наказания в виде административного ареста сроком на 10 суток, 1 дело рассмотрено с назначением наказания в виде административного   штрафа в  доход  государства  в размере 30 000  (тридцать тысяч) рублей в виду наличия у лица, привлекаемого к административной ответственности, (женщины) детей в возрасте до четырнадцати лет.

  • ОБОБЩЕНИЕ судебной практики рассмотрения мировым судьей судебного участка № 7 Дзержинского района г. Оренбурга заявлений о применении мер по обеспечению иска
    Читать

    Статья 139 ГПК РФ предусматривает, что по заявлению лиц, участвующих в деле, судья или суд может принять меры по обеспечению иска.
    Заявление об обеспечении иска, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
    Обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.
    По основаниям, предусмотренным частью второй настоящей статьи, и по правилам настоящей главы меры по обеспечению иска могут быть приняты судьей или судом по заявлению стороны третейского разбирательства по месту нахождения третейского суда, либо по адресу или месту жительства должника, либо по месту нахождения имущества должника.
    Мерами по обеспечению иска могут быть:
    1) наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или других лиц;
    2) запрещение ответчику совершать определенные действия;
    3) запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, в том числе передавать имущество ответчику или выполнять по отношению к нему иные обязательства;
    3.1) возложение на ответчика и других лиц обязанности совершить определенные действия, касающиеся предмета спора о нарушении авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет";
    4) приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста (исключении из описи);
    5) приостановление взыскания по исполнительному документу, оспариваемому должником в судебном порядке.
    В необходимых случаях судья или суд может принять иные меры по обеспечению иска, которые отвечают целям, указанным в статье 139 ГПК РФ. Судьей или судом может быть допущено несколько мер по обеспечению иска.
    При нарушении запрещений, указанных в пунктах 2 и 3 части первой статьи 139 ГПК РФ, виновные лица подвергаются судебному штрафу в порядке и в размере, которые установлены главой 8 настоящего Кодекса. Кроме того, истец вправе в судебном порядке требовать от этих лиц возмещения убытков, причиненных неисполнением определения суда об обеспечении иска.
    Исходя из правил ст. ст. 139 - 140 ГПК РФ, регулирующих вопросы применения обеспечительных мер, законом определены обстоятельства, составляющие предмет доказывания для решения вопроса об обеспечении иска: существование реальной или потенциальной угрозы неисполнения решения, связанной с действиями ответчика или третьих лиц (ст. 139 ГПК РФ); соразмерность мер обеспечения иска заявленному истцом требованию (ч. 3 ст. 140 ГПК РФ). При этом бремя доказывания фактов, свидетельствующих о необходимости применения мер по обеспечению иска, возлагается на заявителя, который должен аргументированно обосновать свое обращение, представить суду доказательства, подтверждающие, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также причинить значительный ущерб заявителю.
    Согласно абзацу 2 пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 11 от 24.06.2008 г. "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" судья, допуская меры по обеспечению иска в стадии подготовки дела к судебному разбирательству, не связан с инициативой заявителя и должен обеспечить соразмерность мер по обеспечению иска заявленным требованиям.
    При разрешении вопроса о принятии мер по обеспечению иска суд учитывает разумность и обоснованность требования заявителя и применения обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, а также интересов третьих лиц.
    О принятых мерах по обеспечению иска судья или суд незамедлительно сообщает в соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления, регистрирующие имущество или права на него, их ограничения (обременения), переход и прекращение.
    Заявление об обеспечении иска рассматривается в день его поступления в суд без извещения ответчика, других лиц, участвующих в деле. О принятии мер по обеспечению иска судья или суд выносит определение.
    В соответствии со ст. 142 ГПК РФ определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.
    На основании определения суда об обеспечении иска судья или суд выдает истцу исполнительный лист и направляет ответчику копию определения суда.
    По заявлению лица, участвующего в деле, допускается замена одних мер по обеспечению иска другими мерами по обеспечению иска в порядке, установленном статьей 141 ГПК РФ.
    При обеспечении иска о взыскании денежной суммы ответчик взамен принятых судом мер по обеспечению иска вправе внести на счет суда истребуемую истцом сумму.
    Обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда.
    Вопрос об отмене обеспечения иска разрешается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению вопроса об отмене обеспечения иска.
    В случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.
    За период с 11.01.2021 года по 29.03.2021 года мировым судьей судебного участка № 7 Дзержинского района г. Оренбурга рассмотрено 4 заявления о применении мер по обеспечению иска в виде наложения ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или других лиц. Из них два заявления удовлетворено и в удовлетворении двух заявлений отказано в виду непредставления заявителем доказательств, подтверждающих, что непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также причинить значительный ущерб заявителю.

  • ОБОБЩЕНИЕ судебной практики рассмотрения мировым судьей судебного участка № 7 Дзержинского района г. Оренбурга дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2, ч. 4 ст. 12.2 КоАП РФ
    Читать

    Часть 2 ст. 12.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть.
    За данный вид административного правонарушения законодатель предусматривает административную ответственность в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
    Частью 4 ст. 12.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками. Совершение данного правонарушения влечет за собой применения административного наказания в виде лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года.
    В силу п. 2.2 Правил дорожного движения, водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан иметь на данном транспортном средстве (при наличии прицепа - и на прицепе) регистрационные и отличительные знаки государства, в котором оно зарегистрировано. Отличительные знаки государства могут помещаться на регистрационных знаках.
    На основании п. 66  Постановления Правительства РФ от 3 ноября 2015 г. N 1194 "О внесении изменений в Правила проведения технического осмотра транспортных средств" на каждом транспортном средстве категорий M и N должны быть предусмотрены места установки одного переднего и одного заднего государственного регистрационного знака. Место для установки государственного регистрационного знака должно представлять собой плоскую вертикальную поверхность и располагаться таким образом, чтобы исключалось загораживание государственного регистрационного знака элементами конструкции транспортного средства. При этом государственные регистрационные знаки не должны уменьшать углы переднего и заднего свесов транспортного средства, закрывать внешние световые и светосигнальные приборы, выступать за боковой габарит транспортного средства. Государственный регистрационный знак должен устанавливаться по оси симметрии транспортного средства или слева от нее по направлению движения транспортного средства
    При этом, согласно приложению № 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), под транспортным средством категории М понимается Транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров (п.2).
    При определении вида и размера наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, а также наличие обстоятельств, смягчающих, отягчающих, исключающих наказание.
    За период с 09.01.2020 года по 20.12.2020 года мировым судьей судебного участка № 7 Дзержинского района г. Оренбурга рассмотрено 4 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ. Из них все с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
    За период с 09.01.2020 года по 20.12.2020 года мировым судьей судебного участка № 7 Дзержинского района г. Оренбурга рассмотрено 2 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 12.2 КоАП РФ. Из них все с назначением административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством сроком 6 (шесть) месяцев.

  • ОБОБЩЕНИЕ судебной практики рассмотрения мировым судьей судебного участка № 7 Дзержинского района г. Оренбурга дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ
    Читать

             Часть 1 ст. 20.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неуплату административного штрафа, в срок предусмотренный Кодексом.
             В  соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
    Исходя из системного толкования вышеуказанных норм лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано в добровольном порядке уплатить штраф не позднее 60 дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки предоставленного для уплаты штрафа, и после истечения данного срока в случае неуплаты штрафа усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
             Необходимо учитывать, что, исходя из п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" неуплата административного штрафа не является длящимся правонарушением и срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым определенная обязанность не была выполнена к определенному правовым актом сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока (т.е. с 61 дня).  
    За период с 09.01.2020 года по 20.09.2020 года мировым судьей судебного участка № 7 Дзержинского района г. Оренбурга рассмотрено 241 дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Из них с назначением административного наказания – 199 дел, прекращенных – 7 дел,  переданных по подведомственности – 15 дел, возвращенных в орган, составивший протокол об административном правонарушении, – 20 дел.
    Из рассмотренных дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа – 196 дел,  с назначением наказания в виде обязательных работ  - 3 дела.

  • ОБОБЩЕНИЕ судебной практики рассмотрения мировым судьей судебного участка № 7 Дзержинского района г. Оренбурга уголовных дел с освобождением от уголовной ответственности в связи с назначением судебного штрафа
    Читать

    На  судебном участке № 7 Дзержинского района г. Оренбурга проведено обобщение судебной практики по уголовных дел с освобождением от уголовной ответственности в связи с назначением судебного штрафа.
           Целью проведения настоящего обобщения является изучение сложив­шейся судебной практики по данной категории дел, правильности примене­ния законодательства и выяснения проблемных вопросов, возникающих при рассмотрении споров указанной категории.
    Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в данной области на территории Российской Федерации, является УК РФ.
         В соответствии со ст. 76.2 УК РФ, лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.
    Согласно ч.1 ст.104.4 УК РФ судебный штраф есть денежное взыскание, назначаемое судом при освобождении лица от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных статьей 76.2 настоящего Кодекса.
              Таким образом, освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа возможно только при наличии следующих трех условий: деяние должно быть совершено впервые; небольшой или средней тяжести; виновный возместил потерпевшему ущерб или иным образом загладил причиненный преступлением вред (это обобщающая формулировка, которая может охватывать действия самого различного фактического содержания). В любом случае способы возмещения ущерба или иного заглаживания причиненного преступлением вреда должны носить законный характер и не ущемлять права третьих лиц. Вместе с тем, обещания, а также различного рода обязательства лица, совершившего преступление, возместить ущерб или загладить вред в будущем не являются обстоятельствами, дающими основание для освобождения этого лица от уголовной ответственности.
    Процессуальным, условием, освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа является согласие на это лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, а точнее, отсутствие возражений с его стороны (см. ч. 2 ст. 27 УПК). При этом не имеет значения, признает ли подозреваемый или обвиняемый свою вину в совершении преступления, поскольку нормы УПК не содержат прямого указания на то, что для освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа необходимо признание подозреваемым, обвиняемым своей вины или его согласие, соответственно, с выдвинутым подозрением либо предъявленным обвинением. Однако отсутствие возражений лица - не единственное процессуальное условие. Пленум разъяснил судам, что в описательно-мотивировочной части постановления судьи об удовлетворении ходатайства следователя, дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по основанию, предусмотренному даной статьей, и назначении лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа судья должен сделать вывод о том, что выдвинутое в отношении лица подозрение или предъявленное лицу обвинение подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу (п. 25.6 пост. Пленума ВС РФ от 27.06.2013 N 19).
              Рассматриваемый вид является факультативным. Суд по собственной инициативе или по результатам рассмотрения ходатайства, поданного следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, вправе прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, при наличии условий, предусмотренных ст. 76.2 УК.
    Прекращение уголовного дела или уголовного преследования при наличии условий, предусмотренных ст. 76.2 УК допускается в любой момент производства по уголовному делу до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, а в суде апелляционной инстанции - до удаления суда апелляционной инстанции в совещательную комнату для вынесения решения по делу (ст. 251 УПК РФ).
    Особенностями этого вида освобождения от уголовной ответственности является также то, что рассматриваемый вид является условным, поскольку в случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок освобождение отменяется и лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье Особенной части УК.
    Целью данного института является повышение эффективности института освобождения от уголовной ответственности. В случае активного применения следственными органами и судом новых норм основная нагрузка в превенции правонарушений ляжет на иные меры уголовно-правового характера, а механизм уголовной ответственности будет включаться только когда применение иных мер уголовно-правового характера не достигло своих целей и не оказало достаточного превентивного воздействия на правонарушителя; потерпевшие от преступлений получат дополнительные возможности возмещения вреда, причиненного им в результате преступления, а лица, совершившие преступления небольшой и средней тяжести, - дополнительные возможности освобождения от уголовной ответственности, что позволит тем из них, к кому будет применена ст. 76.2 УК, избежать негативных последствий, связанных с судимостью.
    На судебном участке № 7 Дзержинского района г. Оренбурга за 6 месяцев 2020 года рассмотрено 3 уголовных дела  с освобождением лиц от уголовной ответственности  и назначением  меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа. Все три дела были рассмотрены в особом порядке. Постановления о прекращении уголовных дел не обжаловались.
            Случаев возражения потерпевших против удовлетворения ходатайства о прекращении уголовного дела с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа не имелось.
          Во всех случаях потерпевшим был возмещен ущерб.
          Случаев заявления ходатайств о прекращении уголовного дела в связи, с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа на основании ст. 25.1 УПК РФ в предварительном слушанием, в прениях сторон не имелось.
           Размер судебного штрафа, назначенного в качестве меры уголовно-правового характера, составил 10 000 рублей по каждому делу.
          Случаев отмены судами в соответствии со ст. 446.5 УПК РФ постановлений о прекращении  уголовного дела или уголовного преследования и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа и направлении материалов руководителю следственного органа или прокуратуру по представлению судебного пристава-исполнителя в результате неуплаты лицом судебного штрафа, назначенного в качестве меры уголовно-правового характера не имелось.
     
    Помощник мирового судьи                                                   Марко С.Г.