Пленум ВС РФ принял постановление, посвященное вопросам применения законодательства об административном судопроизводстве.
В нем, в частности, обращено внимание на категории дел, подлежащих рассмотрению по правилам КАС РФ; приведены примеры споров, которые не рассматриваются в таком порядке. Затронуты вопросы, касающиеся подсудности административных дел; состава суда; прав и обязанностей лиц, участвующих в деле; представительства в суде; доказательств и доказывания; мер предварительной защиты по административному иску; процессуальных сроков; судебных извещений и вызовов; судебных расходов; мер процессуального принуждения.
Например, в части ведения административных дел в суде через представителей ВС РФ обратил внимание на следующее. КАС РФ устанавливает, что права и законные интересы организации могут защищаться в суде единоличным органом управления этой организации или уполномоченными ею лицами, действующими в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации. От имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде их руководители.
Полномочия таких лиц, разъяснил ВС РФ, не удостоверяются доверенностью (ордером) и могут быть ограничены различными правовыми актами (например, законом, уставом организации), к ним не предъявляются требования о наличии высшего юридического образования. Вместе с тем в случае, если данные лица не ведут административное дело в суде лично, а поручают ведение дела представителю, такое лицо должно отвечать требованию о наличии у него высшего юридического образования.
В отношении полномочий представителя, выраженных в заявлении представляемого лица, сделанном в судебном заседании в устной форме, или представленном в суд в письменной форме (согласно ч. 5 ст. 57 КАС РФ), ВС РФ пояснил, что соответствующие полномочия представителя действуют лишь в том судебном заседании, в котором сделано такое заявление.
Разъясняя положения КАС РФ о возможности извещения лиц, участвующих в деле, посредством СМС-сообщения либо по электронной почте, ВС РФ указал, что согласие лица на такой способ извещения может быть выражено, в том числе, в административном исковом заявлении, письменных возражениях на него.
Орган государственной власти, иной госорган, орган военного управления, орган местного самоуправления, организация, должностное лицо, государственный и муниципальный служащий также могут выразить согласие на направление им судебных извещений и вызовов путем отправки СМС-сообщений на конкретный номер мобильного телефона или адрес электронной почты по всем рассматриваемым и подлежащим рассмотрению с их участием административным делам.
При этом ВС РФ подчеркнул, что лица, давшие согласие на извещение посредством СМС-сообщения либо по электронной почте, обязаны сообщить суду о перемене номера мобильного телефона, адреса электронной почты, на которые должны направляться судебные извещения и вызовы. В противном случае направление судебной повестки или иного судебного извещения по известному суду номеру мобильного телефона, адресу электронной почты считается надлежащим извещением.
Поясняется, что правила ст. 165.1 ГК РФ о том, когда юридически значимые сообщения считаются доставленными, подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам, если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
В постановлении разъяснены также недавно вступившие в силу положения КАС РФ, касающиеся производства по административным делам о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций. Поскольку в порядке приказного производства рассматриваются бесспорные требования, ВС РФ пояснил, что о спорном характере заявленных требований может свидетельствовать, в частности, поступление от должника возражений на них, в том числе до вынесения судьей судебного приказа.
Рассмотрен в постановлении и ряд иных вопросов, связанных, в частности, с предъявлением административного искового заявления, подготовкой административного дела к судебному разбирательству и самим судебным разбирательством, упрощенным производством по административным делам, производством в суде апелляционной инстанции, пересмотром вступивших в законную силу судебных актов.