Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 255-ФЗ http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140018

Речь идет о принятом летом нынешнего года Законе о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием. Целью этого закона является консолидация положений, определяющих статус иностранных агентов, которые ранее содержались в различных законодательных актах (о некоммерческих организациях, о СМИ и некоторых других), а также повышение эффективности правового регулирования данного института.

Под иностранным агентом в законе понимается субъект (российское или иностранное юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица, физическое лицо независимо от гражданства или при отсутствии такового), получившее поддержку или находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее определенные виды деятельности: политическую деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов или участие в их создании. В отдельной статье раскрываются признаки перечисленных видов деятельности, при наличии которых она подпадает под действие закона.

К формам иностранного влияния на агента закон относит предоставление иностранным источником лицу поддержки (денежных средств или иного имущества, а также организационно-методической, научно-технической и иной помощи) или оказание на него воздействия, в том числе путем принуждения, убеждения и другими способами.

Предусматривается ведение Минюстом России реестра иностранных агентов, а также реестра аффилированных с ними физических лиц (аффилированность имеет юридическое значение преимущественно в области избирательного права). Субъектов, сведения о которых содержались в реестрах иностранных агентов, созданных ранее в соответствии с требованиями специального законодательства, включат в общий реестр автоматически. Сведения реестра иностранных агентов в объеме, определенном Правительством РФ, будут размещаться на официальном сайте ведомства.

К числу основных обязанностей иностранных агентов отнесено информирование третьих лиц о своем статусе при осуществлении указанных выше видов деятельности, а также периодическое представление в Минюст России и опубликование сведений о такой деятельности. Правила размещения указаний о статусе иностранного агента на производимых (распространяемых) соответствующими лицами материалах утверждены постановлением Правительства РФ от 22.11.2022 N 2108.

Со статусом иностранного агента закон связывает широкий круг ограничений. Таким лицам запрещено, в частности: занимать должности в органах публичной власти; проводить независимую антикоррупционную экспертизу НПА; участвовать в избирательных кампаниях и кампаниях референдума; организовывать и финансировать публичные мероприятия; производить пожертвования в пользу политических партий, заключать с ними какие-либо иные сделки; осуществлять просветительскую и образовательную деятельность в отношении несовершеннолетних (а также производить предназначенную для них информационную продукцию), педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях; принимать участие в государственных и корпоративных закупках. Иностранные агенты не вправе также выступать в качестве получателей государственной финансовой поддержки, в том числе при осуществлении творческой деятельности.

Отметим, что 30 ноября Совет Федерации одобрил еще один закон, которым в отраслевое законодательство в связи с новым правовым регулированием статуса иностранных агентов вносятся сопутствующие изменения. Помимо прочего, этот закон наделяет Минюст России полномочием запрашивать у государственных органов и организаций информацию, необходимую для осуществления государственного контроля за деятельностью иностранных агентов: сведения о банках, в которых открыты счета соответствующих лиц, и о реквизитах этих счетов; справки по операциям, счетам и вкладам физических и юридических лиц; сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, о бенефициарных владельцах организаций.

Помимо этого, планируется скорректировать также положения КоАП РФ и УК РФ, определяющие условия ответственности за нарушение законодательства об иноагентах.

Источник ГАРАНТ