Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 сентября 2018 г. N 11-КГ18-20 Суд отменил апелляционное определение и направил дело о признании договора личного страхования расторгнутым, взыскании страховой премии, судебных расходов, штрафа и компенсации морального вреда на новое апелляционное рассмотрение, поскольку суду следует установить, как определялся размер страховой премии и страховая сумма по заключенному между обществом и страховщиком договору, предусматривалось ли какое-либо вознаграждение со стороны страховой компании при подключении заемщиков к программе страхования и определить размер суммы, подлежащей выплате истцу.

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71962782/?prime

           Заемщик, взявший потребкредит, подал в суд на страховую компанию. Причина - он заявил об отказе от договора страхования жизни и здоровья, но она не вернула ему деньги.

           Апелляционная инстанция отказала в иске, однако Верховный Суд РФ с ней не согласился.

          В данном случае заемщик застраховался в рамках договора добровольного коллективного страхования, который заключен между страховой компанией и другой организацией (страхователем). Между тем застрахован интерес заемщика. Следовательно, страхователем фактически выступает он сам.

Поскольку страхователь - физлицо, то него распространяется указание Банка России, устанавливающее так называемый период охлаждения. Это срок, в течение которого можно отказаться от договора добровольного страхования и вернуть всю страховую премию или ее часть. На тот момент - 5 дней (сейчас - 14). Поэтому вывод о том, что это указание не применяется к данным отношениям, неправомерен.   Вывод о том, что договор и правила страхования не устанавливают возможности вернуть страховую премию, не соответствует материалам дела. Правила прямо это предусматривают.

      Источник ГАРАНТ