Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2017 г.)
Президиум ВС РФ утвердил Обзор судебной практики по спорам, вытекающим из договоров перевозки грузов и транспортной экспедиции.
В Обзоре рассмотрены вопросы, касающиеся ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза; ответственности грузоотправителя за искажение сведений о массе груза в транспортной накладной; ответственности экспедитора за неисполнение договора транспортной экспедиции; страхования ответственности экспедитора и перевозчика; исковой давности по требованиям к перевозчикам и экспедиторам; споров, возникающих из договоров на подачу и уборку вагонов.
Среди содержащихся в Обзоре правовых позиций можно отметить следующие.
- Перевозчик отвечает за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза независимо от наличия либо отсутствия вины и несет ответственность за случай, если иное не предусмотрено законом.
Данный вывод проиллюстрирован в Обзоре несколькими примерами. В одном из них организация-перевозчик считала, что не должна отвечать за повреждение груза, произошедшее в результате ДТП, виновным в котором признано третье лицо. Однако ВС РФ пояснил, что в рассматриваемой ситуации перевозчик являлся коммерческой организацией, осуществлявшей на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли. Как профессиональный перевозчик он не мог не знать о рисках, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Следовательно, указанное обстоятельство не является непредвидимым, и перевозчик несет риск убытков, связанных с его наступлением.
Два других примера касаются повреждения груза в результате возгорания транспортного средства перевозчика при эксплуатации этого транспортного средства (пожар возник в связи с экстренным торможением из-за лопнувшей покрышки у колеса автомобиля) и похищением третьим лицом груза в процессе перевозки. В обоих случаях, как указал ВС РФ, за повреждение груза отвечает перевозчик.
- Перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие из-за ненадлежащей упаковки груза грузоотправителем (за исключением случаев, когда договором обязанность упаковать груз возложена на перевозчика).
- Штрафы, предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта за искажение сведений о массе груза в транспортной накладной, могут быть снижены судом на основании положений ст. 333 ГК РФ при доказанности обстоятельств, свидетельствующих о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства. Аналогичная правовая позиция сформулирована в п. 78 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7.
- Третье лицо, привлеченное перевозчиком к исполнению своих обязательств и фактически осуществившее перевозку, вправе взыскать плату за выполненные работы только с перевозчика, но не с грузоотправителя (если иное не предусмотрено соглашением между ними).
- Заявление страховщика о ничтожности договора страхования ответственности перевозчика или экспедитора не имеет правового значения, если страховщик действует недобросовестно, в частности, если его поведение давало основание страхователю полагаться на действительность этой сделки.
- Течение срока исковой давности по требованию к перевозчику/экспедитору приостанавливается на срок, установленный законом для соблюдения претензионного порядка разрешения спора.
Сославшись на разъяснения, содержащиеся в п. 16 постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2015 N 43, Верховный Суд РФ напомнил, что период, в который стороны соблюдали предусмотренный законом претензионный порядок, в срок исковой давности не засчитывается. Согласно действующему законодательству до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии. Следовательно, в период соблюдения организацией обязательного претензионного порядка течение исковой давности приостанавливается.
Источник ГАРАНТ