Положениями ГПК РФ, КАС РФ, УПК РФ в редакции Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 220-Ф, которая начнет действовать с 1 января 2017 года, предусмотрена возможность подачи в суды документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (отметим, что эти положения будут применяться только при наличии технической возможности в суде).
В связи с этим Верховным Судом РФ утвержден порядок подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.
Согласно Порядку документы в электронном виде подаются через личный кабинет пользователя, созданный в разделе "Подача процессуальных документов в электронном виде" официального сайта суда, который расположен на интернет-портале ГАС "Правосудие" (<a href="http://www.sudrf.ru" rel="nofollow">www.sudrf.ru</a>).
Личный кабинет создается на физическое лицо, которое подает документы. Если документы подает представитель, личный кабинет создается на его имя. Представитель через свой личный кабинет может подавать документы в отношении одного и более представляемых им физических и (или) юридических лиц.
Документы в электронном виде могут быть поданы в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, или в виде электронного образа документа.
Электронный образ документа создается с помощью средств сканирования, электронный документ изначально создается в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе.
Порядком предусмотрены требования к электронным документам и электронным образам документов, в том числе к подписи в них. Так, электронный документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью, а электронный образ документа заверяется простой или усиленной квалифицированной электронной подписью.
Определен порядок заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда интернет-портала ГАС "Правосудие".
Приведены особенности подачи документов для каждого из видов судопроизводства (гражданского, административного, уголовного).
После направления документов в суд пользователю в личный кабинет придет уведомление о поступлении документов в информационную систему, содержащее дату и время их поступления.
Поступившие в информационную систему документы просматриваются работником аппарата суда на предмет установления, адресованы ли они суду, доступны ли для прочтения, оформлены ли в соответствии с Порядком подачи документов. Если все условия соблюдены, пользователю в личный кабинет будет направлено уведомление о получении судом поданных в электронном виде документов. В противном случае пользователь получит уведомление о том, что документы не могут быть признаны поступившими в суд. В Порядке приведен перечень причин, по которым документы могут отклонить.
Документы, поступившие в информационную систему, регистрируются в специальных программных средствах ГАС "Правосудие".
Утвержденный Порядок не распространяется на подачу электронных документов, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, а также на подачу запросов, предложений, заявлений или жалоб в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Порядок вводится в действие с 1 января 2017 года.
Напомним, что ранее ВС РФ утвердил Порядок подачи в Верховный Суд РФ документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.
______________________________________