Постановление Конституционного Суда РФ от 10 марта 2017 г. N 6-П

Конституционный Суд РФ рассмотрел вопрос о конституционности ряда положений гражданского законодательства, регулирующих порядок возмещения вреда.

Граждане, обратившиеся в КС РФ с соответствующими жалобами, полагали, что оспариваемые нормы, в силу своей неопределенности, допускают возмещение лицом, виновным в дорожно-транспортном происшествии, причиненного им вреда в размере, исчисленном на основании Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов, и тем самым ограничивают право собственника транспортного средства требовать от причинителя вреда его полного возмещения в части, не покрытой страховой выплатой по договору ОСАГО.

По итогам рассмотрения жалоб заявителей КС РФ пришел к следующим выводам.

Законодательство об ОСАГО, в том числе Единая методика, регулируют исключительно отношения в рамках договора ОСАГО. Отношения же между потерпевшим и причинителем вреда носят внедоговорный (деликтный) характер и подчинены общим положениям гражданского законодательства об обязательствах вследствие причинения вреда (глава 59 ГК РФ), которые предполагают возмещение вреда в полном объеме. В связи с этим потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе получить образовавшуюся разницу за счет причинителя вреда.

Институт ОСАГО введен в законодательство с целью повышения уровня защиты прав потерпевших и способствует более оперативному получению потерпевшим возмещения от страховой организации, независимо от материального положения причинителя вреда. Вместе с тем законодательство об ОСАГО предусматривает возмещение вреда не в полном объеме, а лишь в пределах определенной страховой суммы и с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте.

В связи с этим институт ОСАГО не может подменять собой институт деликтных обязательств. Смешение этих институтов влечет неблагоприятные последствия для стороны, в интересах которой устанавливался механизм ОСАГО, то есть для потерпевшего.

Конституционный Суд РФ отметил, что в большинстве случаев замена поврежденных деталей, узлов и агрегатов, когда она необходима для восстановления поврежденного транспортного средства, сводится к их замене на новые комлектующие. В таких случаях на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, и не происходит неосновательного обогащения собственника поврежденного транспортного средства, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла. Соответственно при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, то есть необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие (детали, узлы и агрегаты).

Законодательство не ограничивает круг доказательств, которые потерпевшие могут предъявлять для определения размера понесенного ими фактического ущерба. В связи с этим суды обязаны в полной мере учитывать все юридически значимые обстоятельства, позволяющие установить и подтвердить такой ущерб.

Вместе с тем КС РФ указал, что в отношениях, связанных с возмещением вреда, должен соблюдаться баланс интересов потерпевшего, намеренного максимально быстро, в полном объеме и с учетом требований безопасности восстановить поврежденное транспортное средство, и лица, причинившего вред, интерес которого состоит в том, чтобы возместить потерпевшему лишь те расходы, необходимость осуществления которых непосредственно находится в причинно-следственной связи с его противоправными действиями.

В связи с этим причинитель вреда вправе ходатайствовать о назначении соответствующей судебной экспертизы, о снижении размера подлежащего выплате возмещения и выдвигать иные возражения. В частности, размер возмещения может быть уменьшен судом, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной, более разумный и распространенный в обороте способ исправления соответствующих повреждений. Кроме того, такое уменьшение допустимо, если в результате возмещения причиненного вреда с учетом стоимости новых деталей, узлов, агрегатов произойдет значительное улучшение транспортного средства, влекущее существенное и явно несправедливое увеличение его стоимости за счет причинителя вреда (например, в случае замены при восстановительном ремонте на новые деталей, узлов и агрегатов, которые имеют постоянный нормальный износ и подлежат регулярной своевременной замене в соответствии с требованиями по эксплуатации транспортного средства).

В связи с изложенным, КС РФ пришел к выводу, что оспариваемые заявителями нормы не противоречат Конституции РФ, поскольку они предполагают возможность полного возмещения потерпевшему вреда, причиненного лицом, гражданская ответственность которого застрахована по договору ОСАГО, при эксплуатации транспортного средства, в размере, который превышает страховое возмещение, выплаченное потерпевшему в соответствии с законодательством об ОСАГО.

Напомним, что правовая позиция, в соответствии с которой размер убытков, подлежащих возмещению лицом, гражданская ответственность которого застрахована в рамках ОСАГО, определяется в соответствии с Единой методикой (в том числе с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов) и такие убытки могут быть взысканы с причинителя вреда лишь в части, превышающей предельный размер страховой суммы, была сформирована Верховным Судом РФ в ряде его разъяснений. Таким образом, рассматриваемым постановлением КС РФ внес необходимые коррективы в эту практику.

Источник ГАРАНТ